Досудебное урегулирование

Предпосылки
Технология
Советы
Примеры 


Предпосылки.
Досудебный способ урегулирования споров со страховыми компаниями является наиболее предпочтительным, так как позволяет сэкономить и время, и деньги, и нервы страхователя.
Его использование возможно в следующих случаях:
• неумышленного нарушения прав страхователя со стороны страховой компании (по недосмотру сотрудников, вследствие утери или неполучения документов и т.п.);
• неопытности руководства или сотрудников страховой компании (отсутствие налаженного делопроизводства, отсутствие чёткого распределения функциональных обязанностей, низкой требовательности к сотрудникам и т.п.);
• критического состояния страховой компании (смена собственника или руководства, переезд, проверка контролирующими органами, плохое финансовое состояние и т.п.);
• первых попыток страховой компании «экономии» на клиентах;
• неуверенности страховой компании в своей правоте;
• чувствительности руководства страховой компании к возможности распространения негативной информации о его персональной деятельности или о деятельности компании среди учредителей, в профессиональной среде и прессе;
• нежелания страховой компании вступать в конфликт с контролирующими органами и правозащитными организациями;
• умения страховой компании оценить степень серьёзности и настойчивости клиента;
• умения страховой компании соразмерить степень «экономии» на клиенте с возможными потерями от этого для своей репутации и т.п.

Технология.
Для досудебного урегулирования спора необходимо уточнить все его детали, стадию спора, взаимные претензии сторон и их правовую обоснованность, полноту доказательной базы у обеих сторон, оценить «прочность» позиции страховой компании и найти её слабые места.
После такого анализа выбирается инструмент воздействия на компанию. В арсенале используемых методов - официальные обращения в страховую компанию с конкретными претензиями и их фактическим и правовым обоснованием, обращения в соответствующие контролирующие органы, в правозащитные организации, в прессу и т.п.
Целесообразно при первом же обращении в страховую компанию продемонстрировать обоснованность претензий и серьёзность намерений.

Советы.
При досудебном урегулировании споров полезно учесть советы, содержащиеся в разделах Формализация отношений и Правозащитные организации

Примеры.
Жалоба в страховую компанию (об отсутствии ответа)
Претензия в страховую компанию (о нарушении прав страхователя)
Публикация в газете (о безосновательной задержке выплаты возмещения)

Дополнительные примеры заявлений и жалоб содержатся на сайте Всеукраинской общественной организации защиты прав потребителей финансовых услуг http://vgo.com.ua:
Заявление в страховую компанию (о намерении получить возмещение)
Жалоба в страховую компанию (о неполной выплате возмещения)
Жалоба в Госфинуслуг (об отказе страховой компании от выплаты возмещения)
Жалоба в Госфинуслуг (о неправомерном увеличении страховой компанией суммы страховой премии)
Жалоба в Госфинуслуг (о неполной выплате возмещения)

Примеры заявлений и других документов, связанных с получением возмещения, приведены также на сайте ЮК «Страховой юрист» http://insur-law.com.ua/category/fajly/:
Реквизиты счета — дополнение к заявлению на получение страхового возмещения Заявление на выплату от МТСБУ
Уведомление МТСБУ о наступлении события
Жалоба в Моторно (транспортное) страховое бюро Украины
Жалоба на страховую компанию в Госфинуслуг

Примечание: очень часто Госфинуслуг отказывается защищать интересы страхователей и в ответ на жалобу ограничивается советом обращаться в суд, хотя сама имеет право обращаться в суд на стороне страхователя. Для принуждения Госфинуслуг к исполнению возложенных на неё законодательством обязанностей полезно ознакомиться с публикацией Чому Закарпатське обласне управління у справах захисту прав споживачів особисто порушує Закон «Про захист прав споживачів»?