Украинские туристы и граждане в нагрузку к паспорту получают страховой полис

26.12.2006 | Настя Недашковская, "Экономические известия"

В последнее время страховщики часто декларируют, что готовы оказывать качественные страховые услуги гражданам. Более того, обслуживание нас с вами называют приоритетным. Но почему-то дальше слов дело не идет. Вместо широкомасштабной рекламной кампании своих страховых продуктов они то и дело норовят "сесть на поток" и как можно больше содрать за свои услуги, притом не всегда качественные.

Так будет происходить до тех пор, пока в нашей стране акционеры и руководители страховых компаний во главу угла будут ставить не клиента, а возможность быстро заработать любым способом, пусть даже не совсем честным. Ведь именно поэтому отечественные страховщики сегодня борются за право получить поток клиентов от банков или туристических агентств. Некоторые умудряются привлечь к реализации страховых полисов пограничников (продажа полисов ГО или "зеленой карты" на границе) и сотрудников ГАИ (при регистрации или перерегистрации транспортного средства от автовладельцев зачастую требуют полис ГО определенной компании).

Новинкой этого сезона стала продажа полисов в ОВИРе. С недавних пор тем, кто оформляет заграничный паспорт в Киеве, дают квитанцию на оплату страховки выезжающих за рубеж. На днях в редакцию "i" обратился читатель, оформлявший паспорт в ОВИРе Днепровского района.

По его словам, сотрудник ОВИРа попросил его написать заявление, предоставить копии паспорта и идентификационного кода, два конверта с марками и оплатить четыре квитанции, среди которых, кроме обязательных платежей (госпошлина и оплата информационных услуг МВД), оказался счет СК "Глобус" на 50 грн. за страхование граждан при выезде за рубеж.

Корреспонденты "і" решили зайти в этот ОВИР и выяснить, на каких основаниях госорган требует страховаться (в постановлении Кабмина от 31.03.1996, N231, регулирующем правила оформления загранпаспорта, о страховании нет ни слова). Сотрудники Днепровского ОВИР признались, что страховаться не обязательно - услуга предлагается на добровольных началах. Очевидно, людям, стоящим в очереди на сдачу документов, этого не поясняли.

Многие из них по наивности уже заплатили деньги. Услышав, что делать это было вовсе не обязательно, они начали возмущаться. Сотрудница ОВИР молча собрала квитанции и вернула деньги, достав их из ящика своего стола.

Отметим, что у владельца СК "Глобус" - группы Wiener Stadtische Versicherung AG (Vienna Insurance Group) - очень своеобразная стратегия работы. По слухам, для продвижения своих услуг у себя на родине группа использует госструктуры.

Украинские страховщики поговаривают, что Wiener Stadtische искала партнеров, которые могут обеспечить такое же продвижение услуг в нашей стране. Подтверждением этих слухов может быть прошлогодний скандал с СК "Княжа" (акционером которой также является Wiener Stadtische Versicherung AG), которую Антимонопольный комитет оштрафовал на 500 тыс. грн. за продажу "автогражданки" в МРЭО ГАИ.

Чтобы не делать некорректных выводов, "i" обратились в СК "Глобус" за разъяснениями. Зампредправления компании Арсен Бабиченко подтвердил, что компания предоставляет услуги по страхованию выезжающих за рубеж. "Для удобства граждан, чтобы все необходимые документы можно было оформить в одном месте, договор страхования можно оформить при получении загранпаспорта. При этом СК "Глобус" не пребывает в каких-либо договорных отношениях с органом, осуществляющим оформление документов для получения загранпаспорта,- сообщил господин Бабиченко. - Гражданин при желании может заключить договор страхования выезжающих за рубеж с другой СК".

Корреспондент "i" попытался выяснить, что же за страховая услуга предлагается прямо в ОВИРе. За 50 грн. предлагается купить полис выезжающего за рубеж с покрытием в EUR5 тыс. При этом агентский договор на продажу страховок страховщик заключил с неким предприятием, которое находится в одном здании с ОВИР.

Сотрудники ОВИР фактически выступают в качестве страховых агентов (как правило, агенты получают комиссионные в размере 15-30% стоимости проданного полиса). Поэтому они и пытаются пристроить квитанции неосведомленным гражданам, не утруждая себя пояснениями о том, что оплачивать их вовсе не обязательно.