Страховая бухгалтерия

Консультации по бухгалтерским вопросам страхования можно получить на сайте газеты «Бухгалтерия» в разделе «Консультационный центр» по адресу http://www.buhgalteria.com.ua/centreConsult.html
Консультации в газете «Бухгалтерия» являются платными и могут быть получены в электронном или письменном виде.
Разъяснения ДПАУ, комментарии и рекомендации специалистов в сфере страхования можно найти в разделе «Архив газеты «Бухгалтерия»» за 2005г. - в специализированном номере газеты №37 (660) от 12.09.05г., посвящённом страхованию, по адресу http://www.buhgalteria.com.ua/ShowContents.php?issue=660

Ниже рассмотрены типичные бухгалтерские проблемы, связанные со страхованием:

Об отнесении расходов на страхование к составу валовых расходов
НДС при выплате страхового возмещения
Подоходный налог при выплате страхового возмещения

Об отнесении расходов на страхование к составу валовых расходов (на примере страхования строительно-монтажных рисков)
Пункт 5.4.6 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» позволяет отнести к составу валовых любые расходы по страхованию имущества; кредитных и других рисков налогоплательщика, связанных с осуществлением им хозяйственной деятельности.
При этом для обеспечения обоснованности расходов Закон требует, чтобы расходы были произведены в пределах обычной цены страхового тарифа для соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора.
Для справки: требования к обычной цене тарифа установлены «Методикой определения обычной цены страхового тарифа», которая утверждена распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 30 декабря 2004 года № 3259.
Основными положениями данной Методики является то, что для признания цены «обычной» тарифы по обязательным видам страхования должны быть установлены Кабмином, а по добровольным видам страхования – правилами страхования конкретной страховой компании, которые должны быть зарегистрированы в Госфинуслуг.
Использование Законом понятия «обычной цены страхового тарифа» позволяет исключить случайность при выборе тарифа, которая может быть направлена на его искусственное завышение и соответствующее уменьшение налогооблагаемой базы.
Дополнительным ограничением Закона является то, что валовые расходы на страхование (кроме затрат по медицинскому, пенсионному страхованию и по обязательным видам страхования) не должны превышать 5 процентов валовых затрат за отчётный налоговый период.
Полезно также учесть, что указанное ограничение не распространяется на обязательные виды страхования – по обязательным видам страхования расходы страхователя Законом не ограничиваются.
Для справки:
Перечень обязательных видов страхования установлен ст.7 Закона Украины «О страховании», в соответствии с которой обязательными для сферы строительства являются следующие виды страхования:
38) страхование строительно-монтажных работ застройщиком соответственно Закону Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью"
39) страхование ответственности застройщика перед третьими лицами соответственно Закону Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью".
Содержание и условия страхования строительно-монтажных рисков определяет ст.9 Закона Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью", в соответствии с которой по каждому объекту строительства застройщик или его подрядчик обязан заключить со страховщиком, который определён управляющим, договор обязательного страхования строительно-монтажных работ на все время сооружения объекта строительства и на гарантийный срок от рисков его повреждения или уничтожение вследствие техногенных аварий и природных явлений - в пользу управляющего как доверенного собственника.
Важно обратить внимание на то, что Закон Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью" не уточняет субъекта страхования (им может быть застройщик или его подрядчик), но зато чётко указывает на выгодоприобретателя в договоре страхования – им должен быть управляющий и понятно почему - именно управляющий является собственником объекта строительства и любые потери, связанные со строительством, могут отразиться в первую очередь на нём (финансовые возможности исполнителей работ, как правило, являются недостаточными для обеспечения ответственности, соизмеримой со стоимостью объекта строительства, и поэтому полноценную финансовую ответственность за свои ошибки они нести не могут).
Более того, указанный Закон обязывает страхователя (застройщика или подрядчика) заключать договор страхования только с той страховой компанией, которая определена управляющим.
Таким путём Закон, защищая интересы управляющего, позволяет ему контролировать процесс выбора страховой компании и заключения договора страхования.
Исходя из изложенного, исполнитель строительно-монтажных работ (застройщик или подрядчик) обязан застраховать риски, связанные с выполнением таких работ, включая риски застройщика перед третьими лицами.
Страхование иных рисков, сопутствующих строительству (в том числе рисков персонала подрядчика), является необязательным и может осуществляться по желанию застройщика или управляющего в рамках добровольных видов страхования (перечень этих видов приведен в ст.6 Закона Украины «О страховании»).
Затраты по страхованию указанных рисков, выполняемые в рамках обязательных или добровольных видов страхования, относятся к составу валовых расходов.
Единственным ограничением Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в части отнесения к валовым являются следующие расходы: расходы по страхование жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с налогоплательщиком, обязательность которых не предусмотрена законодательством, или любые затраты по страхованию посторонних физических или юридических лиц.
Т.е. Закон не разрешает отнести к валовым расходы на личное страхование работников страхователя, если эти расходы не предусмотрены законодательством, и любые расходы на страхование посторонних для страхователя физических или юридических лиц.
Во всех других случаях расходы на страхование строительно-монтажных рисков могут быть отнесены к составу валовых расходов.

НДС при выплате страхового возмещения.
Этой темой часто спекулируют страховые компании с целью искусственного уменьшения суммы возмещения.
В соответствии с разъяснением ДПАУ, опубликованном в журнале «Вісник податкової служби України», квітень 2004р., № 14 (296), с. 40 (http://www.visnuk.com.ua), такие действия страховых компаний являются неправомерными (аналогичное разъяснение содержится в письме ДПАУ от 29.05.2003г. № 8556/7/15-2417).
С текстом разъяснения можно ознакомиться здесь.
Госфинуслуг обещает штрафовать страховые компании, которые будут удерживать НДС с клиентов (подробнее об этом см. здесь).
Учитывая изложенное, рекомендуем активнее обращаться в Госфинуслуг с жалобами на удержание НДС (реквизиты Госфинуслуг приведены в разделе Полезные организации).
 
Подоходный налог при выплате страхового возмещения.
Статья 15 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» устанавливает определённые требования к порядку доказательства факта возникновения ущерба и к порядку использования полученного страхового возмещения.
Требования Закона распространяются на все возможные случаи возникновения ущерба: стихийное бедствие, кража и т.п.
В соответствии с указанным Законом полученное страховое возмещение должно быть использовано для компенсации ущерба в течение определённого времени (примерно один год для движимого имущества и два года – для недвижимого).
Если указанное ограничение просрочено, то с суммы возмещения должен быть уплачен подоходный налог (на практике это тяжело проконтролировать).
Факт возникновения ущерба должен быть подтверждён компетентным государственным органом (МВД, МЧС и др.).
Процедура подтверждения факта возникновения ущерба установлена Порядком подтверждения факта утери плательщиком налога застрахованного имущества, утверждённого Постановлением КМУ от 2611.03г. №1834.
В соответствии с указанным Порядком для подтверждения факта возникновения ущерба необходимо обратиться в компетентный государственный орган с письменным заявлением.
Заявление должно быть подано в срок, аналогичный сроку обращения в страховую компанию о наступлении страхового случая.
К заявлению прилагается копия договора страхования.
В случае установления факта возникновения ущерба компетентный государственный орган выдаёт соответствующее заключение, форма которого устанавливается этим органом.
Факт возникновения ущерба подтверждается при наличии страхового акта (аварийного сертификата), который выдаётся страховой компанией (когда подтверждается и перед кем – Порядок не уточняет).

К сожалению, и в этой, казалось бы, достаточно простой процедуре, страховые компании находят повод для ущемления прав страхователей.
Например, часть суммы возмещения, причитающегося страхователю-физическому лицу, страховая компания может перечислить в государственный бюджет в виде подоходного налога страхователя на основании того, что страхователь не предоставил заключение компетентного государственного органа о факте возникновения ущерба.
Такая аргументация может быть использована страховой компанией даже в случае явного отсутствия в договоре страхования требования о необходимости обращения в компетентный государственный орган (например, при разрушении лобового стекла, фары и т.п.).
Для отстаивания своих прав в подобных случаях рекомендуем воспользоваться защитными возможностями Закона Украины «О защите прав потребителей». В частности, статьёй 4 (пункт 1, подпункт 4), статьёй 15 (пункт 1, подпункты 3, 10, 11; пункт 2; пункт 7, подпункт 1; пункт 9), статьёй 18 (пункт 8).
Указанные положения Закона позволяют на законной основе требовать от страховой компании возврата сумм, которые она перечислила в бюджет как подоходный налог с суммы возмещения. Более того, если недоданные суммы большие, то можно рассмотреть возможность предъявления к страховой компании иска о возмещении морального ущерба, связанного с задержкой выплаты и необходимостью тратить усилия для защиты своих прав.