Добровольно-принудительное страхование

«ДЕЛО» выяснило несколько самых распространенных способов обмана клиентов, которые используют страховые компании. Во многих страховых компаниях на 100% суммы страховых платежей приходится немногим более 5% страховых выплат.
Для сравнения: в Европе эта цифра достигает 70%. Такая рентабельность была бы невозможна, если бы страховщики всеми правдами и неправдами не уклонялись от выплат своим клиентам.
Процент граждан, страхующих свою жизнь или имущество, в Украине на порядок ниже, чем в Европе. И виной тому не только низкий уровень доходов, но и недоверие к страховщикам.

Формально страхование КАCКО (куда входит страхование от угона, несчастного случая, стихийного бедствия) является добровольным, поэтому, в отличие от ОСАГО, до 2003 года развивалось медленно.
Перелом произошел после того, как начался бум автокредитования. Выдавая кредит на покупку машины, банк нуждается в определенных гарантиях его своевременного возвращения. Поэтому страхование КАСКО является обязательным условием получения кредита во всех финучреждениях.

Чаще всего клиент очень спешит, получая кредит, или очень невнимателен. Он несколько дней ждал ответа из банка, долго изучал кредитный договор, а договор страхования просматривает уже поверхностно.
Именно этим пользуются страховщики. К примеру, если в договоре написано про угон, то в случае разбойного нападения или кражи автомобиля, денег от страховой компании получить не удастся. Ведь страховой случай не наступает, так как по Уголовному кодексу разбойное нападение, кража и угон — совершенно разные деяния.
В таком случае нужно требовать замены формулировки «угон» на «любое противозаконное завладение третьими лицами».

Правильная стоянка

Еще один способ обмана связан с местом стоянки авто. Непризнание страхового случая может быть мотивировано и тем, что машина в момент кражи или угона была «в ненадлежащем месте в плохое время». Зачастую для получения страхового возмещения выставляется условие хранения авто в ночное время (обычно с 00.00 до 7.00) на охраняемой стоянке. Лучше вообще избегать включения в договор данной обязанности.

К тому же далеко не всегда водители пользуются охраняемыми стоянками. А если угнали машину, стоящую возле дома, а в договоре есть обязательство держать машину на стоянке, то денег опять же не видать. Непризнание страхового случая может быть мотивировано и тем, что автомобиль в момент кражи или угона был «в ненадлежащем месте в плохое время». Допустим, автомобиль исчез в 23.00, а угон зарегистрирован в органах МВД в 00.05. Страховая компания при этом будет активно доказывать, что угон произошел в 00.01 или позже. Ведь ночное время, которое считают с 00.00 до 7.00, как раз и есть «плохим».

Популярный способ не заплатить деньги — заявить, что стоянка, обнесенная колючей проволокой, у выезда которой дежурит мужик с надписью «Охрана», вовсе не та охраняемая стоянка, на которой клиент обещал хранить авто ночью.

Отсюда вывод — избегать в договоре всяческих упоминаний о месте и условиях парковки. Либо записать, что компенсация выплачивается через месяц после прекращения уголовного дела. Такой вариант может отодвинуть сроки выплаты на неопределенное время.

Докажи, что не алкоголик

Нередко отказ в выплате мотивируется тем, что страхователь не предоставил доказательства отсутствия у него или у лица, управлявшего машиной во время дорожно-транспортного происшествия, состояния алкогольного или наркотического опьянения.

И хотя в материалах ГАИ будет указано, что водитель застрахованного авто признаков опьянения не имел, страховщик сошлется на пункт договора, гласящий, что «отсутствие состояния алкогольного опьянения должно подтверждаться медицинским заключением». А инспекторы ГАИ не могут выдавать таких медзаключений. Следовательно, в договор стоит внести дополнение, по которому справки из правоохранительных органов имеют для страховщика доказательную силу.

Автор: Владимир ЦХВЕДИАНИ

Источник: "ДЕЛО" № 170/2006